Ошибка
  • Ошибка при загрузке компонента: com_media, 1

Я не трус, но я боюсь

Ребенок отказывается засыпать в темноте, не хочет долго оставаться один, мало общается с детьми и взрослыми.

          Будьте внимательны, скорее всего это не очередной каприз, а серьезный симптом. Вашему ребенку, очень страшно.

Что такое страх?

          Психологи называют страх сильнейшей и самой опасной из всех человеческих эмоций. Даже мы – взрослые – время от времени испытываем страх. Это такая же привычная составляющая нашего существования, как  любовь, нежность, злость и разочарование. Что же говорить о детях?

Опасность может подстерегать буквально на каждом шагу.

          Детские страхи часто не воспринимаются взрослыми всерьез, мы не желаем вникать в нюансы чувств и переживаний ребенка. А ведь порой именно боязнь провоцирует детей на плохое поведение и становится причиной многочисленных конфликтов.

Откуда у страха ноги растут. 

1.    Конкретное событие.

 Ребенок не может избавиться от воспоминаний о происшедшем, ему снятся сны о том, что произошло - навязчивое воспроизведение. Ребенок "всеми силами" (подсознательно) избегает того, что могло бы ему напомнить о неприятном событии - людей, мест, разговоров - избегание.

          2. Внушенные страхи.

Их источник — взрослые, окружающие ребенка которые непро­извольно заражают ребенка страхом, настойчиво, подчеркнуто эмоционально указывая на наличие опасности. В результате ребенок реально воспри­нимает только вторую часть фраз типа: "Не подхо­ди — упадешь", "Не бери — обожжешься", "Не трогай — сломаешь", "Не открывай дверь — там чу­жой " и т. д. Но ес­ли запугивать "без нужды", так, на всякий слу­чай, то ребенок полностью теряет спонтанность в поведении и уверенность в себе. Тогда-то страхи и начинают размножаться без каких-либо ограниче­ний, а ребенок становится все более напряжен­ным, скованным и осторожным. Такая тактика ведет к образованию и усугублению детских неврозов.

          3. Внутрен­ние противоречия детской души.

          Ребенок дорожит близкими отношениями с вами  и всеми способами пытается угодить вам.  Он ощу­щает вашу любовь (во всяком случае, видит какие-то признаки этой любви), но одно­временно чувствует и постоянный страх потерять эту любовь. Он не верит в ее надежность: вот его любят сейчас, сию минуту; но вдруг через миг на смену этому придут холод и отчуждение? Такой страх — страшнее любого наказания. Чем меньше лжи мы будем допускать по отношению к близким и к самим себе, чем проще и искренне станут наши отношения с детьми, тем устойчивее будет их эмоциональный мир, тем меньше останется оснований для тревоги.

3. Фантазии.

У особенно чувствительных и эмоциональных детей страхи могут формироваться самостоятельно. Кто – то придумывает, кто – то переносит в реальность приснившийся кошмар, увиденный в кино сюжет и т.д. Таким детям в большей степени нужна помощь в избавлении от сильных переживаний, и главное, что нужно внушить – это чувство абсолютной безопасности.

4. Отношение с другими детьми.

          Если ребенка обижают, а он по разным причинам не может адекватно ответить обидчику, у него появляется страх быть униженным, непонятым и одиноким. Для начала, перестаньте сравнивать его с другими детьми. Сравнение с другими приводит к усилению страха и снижению самооценки ребенка.

Как помочь детям, если страхи беспокоят их, вызывают нервозность, искажают поведение?

Прежде всего, нужно расширить сферу общения ребенка, наполнить жизнь жизнерадостными, позитивными переживаниями, новыми знакомыми и друзьями. Главное – действовать: совместные походы, экскурсии, посещение представлений, концертов, аттракционов, езда на велосипеде, катание на коньках, лыжах, разнообразные подвижные и настольные игры. Нужно отказаться и от чрезмерной принципиальности в отношениях с детьми, постоянного беспокойства по поводу возможных несчастий, неудач, ошибок, что нередко способствует их внушению. Больше активности, эмоций, постепенного приучения к преодолению препятствий, равно как и похвал, одобрений, собственного примера!

          Детские    страхи,   если    к    ним   правильно     относиться,    понимать  причины   их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное  время, влияя на характер ребенка, необходимо обратиться к специалисту.